В 2013 г. Россия оказалась на 13 месте в первом мировом рейтинге розничной онлайн-торговли The A.T. Kearney Global Retail E-Commerce Index, составленном компанией A.T. Kearney. Авторы исследования отмечают, что, несмотря на огромную интернет-аудиторию, развитию онлайн-торговли в России мешают цифровое неравенство, проблемы с доставкой и непопулярность безналичных расчетов.
Оценка стран, вошедших в рейтинг, проводилась по четырем ключевым аспектам: привлекательность рынка онлайн-торговли, модель поведения потребителей, инфраструктура, потенциал роста. Позиция в топе рейтинга свидетельствует о высокой рентабельности инвестиций, которую ритейлеры могут обеспечить, работая на рынке розничной онлайн-торговли данной страны.
Три четверти всех транзакций в интернет-магазинах России совершаются в Москве и Санкт-Петербурге. Неспешное развитие онлайн-торговли в регионах связано с отсутствием высокоскоростного доступа в интернет или высокими тарифами на его использование. Например, пользователи Дальневосточного ФО, по данным «Фонда Общественного Мнения», летом 2013 г. составляли не более 4% от всей российской интернет-аудитории.
Кроме того, для развития торговли через интернет России необходимо совершенствовать логистическую инфраструктуру. Покупки из интернет-магазинов нередко доставляются неделями, в то время как во множестве развитых стран этот процесс занимает не более 2-3 дней.
Некоторые ритейлеры решают данную проблему собственными силами. Например, компания Lamoda организовала собственную логистическую и курьерскую службу, позволяющую доставлять товары на следующий день после покупки в 25 городах России.
У онлайн-ритейлера Ozon организована собственная дистрибуционная сеть, состоящая из 2,1 тыс. пунктов выдачи товаров в 130 городах России. К 2015 г. компания планирует открыть еще 2 тыс. таких пунктов, сообщают авторы исследования. Для выполнения заказов клиентов, живущих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, Ozon построил в Екатеринбурге региональный склад площадью 16 200 кв.м.
Мировой рейтинг розничной онлайн-торговли 2013
Место | Страна | Уровень привлекательности рынка онлайн-торговли |
---|---|---|
1 | Китай | 84 |
2 | Япония | 83.3 |
3 | США | 82.8 |
4 | Великобритания | 75.7 |
5 | Южная Корея | 72.2 |
6 | Германия | 70.4 |
7 | Франция | 65.2 |
8 | Бразилия | 50.9 |
9 | Австралия | 50.8 |
10 | Канада | 49.7 |
11 | Сингапур | 45.3 |
12 | Аргентина | 44.2 |
13 | Россия | 44.1 |
14 | Гонконг | 43.4 |
15 | Италия | 41.9 |
16 | Швеция | 41.8 |
17 | Словакия | 41.2 |
18 | Новая Зеландия | 40.8 |
19 | Нидерланды | 40.2 |
20 | Чили | 40 |
21 | Финляндия | 39.9 |
22 | Турция | 39.9 |
23 | Венесуэла | 39.3 |
24 | Бельгия | 38 |
25 | Объединенные Арабские Эмираты | 37.8 |
26 | Норвегия | 37.5 |
27 | Ирландия | 37.4 |
28 | Дания | 37.2 |
29 | Швейцария | 37 |
30 | Малайзия | 36.8 |
Источник: A.T.Kearney, 2013
Тормозящим фактором является и недостаточное развитие финансовой инфраструктуры в стране: лишь в одном из трех домохозяйств имеется кредитная карта, отмечено в исследовании. Многие граждане также сомневаются в безопасности электронных транзакций, а потому предпочитают расплачиваться наличными деньгами при получении товара.
Объем российского рынка онлайн-торговли авторы исследования оценили в $10 млрд с ежегодным ростом порядка 18% до 2018 г. Количество пользователей интернета в России превышает аналогичный показатель во всех европейских странах — 70 млн человек в стране пользуются интернетом, а около 33 млн покупают товары в интернет-магазинах. На рынке высоко развита конкуренция, и ни один из ритейлеров не обладает долей рынка более чем 4%.
Перспективы развития онлайн-торговли с учетом потенциального количества клиентов привлекают в Россию зарубежных ритейлеров. Компания Zara, ритейлер модной одежды, открыла в этом году розничный интернет-магазин, предлагающий российским потребителям ассортимент товаров для женщин, мужчин и детей, который доступен в традиционных магазинах.
О своем намерении работать на рынке России фактически объявила в 2013 г. и компания Amazon, разместив информацию о найме сотрудников и официально обратившись за получением лицензий на хранение и доставку товаров, напоминают авторы исследования.
Немаловажным фактором, способствующим развитию онлайн-торговли в России, является мобильная связь. Пер Хонг, управляющий партнер A.T. Kearney в России и один из основных участников исследования говорит, что население развивающихся стран быстрее адаптируется к происходящим изменениям, чем жители развитых стран.
Например, количество мобильных телефонов на душу населения в России составляет 1,8, а в Объединенных Арабских Эмиратах – 1,7. Это гораздо больше, чем во многих развитых странах, включая США (1,0) и Францию (1,0). В развивающихся странах потребители используют свои телефоны для поиска товаров, сопоставления цен и обмена информацией со своими друзьями по социальным сетям, добавляет он.
Первое место в рейтинге A.T. Kerney занял Китай. В группу 15 стран-лидеров также вошли все государства «Большой восьмерки» (Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия и Италия). Объем продаж на мировом онлайн-рынке в 2012 г. составил $521млрд.
Авторы исследования отмечают, что онлайн-торговля пользуется значительным спросом в развивающихся странах — им отдали 10 из 30 позиций рейтинга. Наиболее интенсивный темп роста розничной онлайн-торговли отмечен в Латинской Америке —27% за год. А 93% владельцев мобильных телефонов в Бразилии используют свои гаджеты для поиска информации о предложениях розничных магазинов.