Мобильные приложения Uber и «Яндекс.Такси» могут быть запрещены в России. Эта инициатива исходит из Госдумы и пользуется поддержкой департамента транспорта Москвы.
Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов предложил запретить в России работу американского приложения Uber, с помощью которого пользователи могут вызывать и оплачивать услуги такси и частных водителей. По словам депутата, приход Uber в Россию является угрозой для рынка такси: компания уже обвалила национальные рынки более чем в 50 странах мира. Ни один из официальных операторов не сможет выдержать конкуренции при заявленном Uber минимальном тарифе в 99 руб., убежден он.
В департаменте транспорта Москвы поддержали инициативу Старовойтова. Как рассказали в ведомстве «Газете.Ru», главной проблемой Uber и подобных ей компаний является то, что они, как правило, не сертифицированы, а значит, и не отвечают за качество оказанных услуг.
Из-за формата Uber приложением смогут пользоваться нелегальные перевозчики, хотя таксисты обязаны иметь разрешения на осуществление такой деятельности.
Прибегать к услугам водителей, не имеющих специального разрешения, опасно для пассажиров, подчеркнули в пресс-службе департамента.
В четверг вечером Старовойтов сделал еще одно громкое заявление: по его словам, в России следует запретить не только американский Uber, но и отечественные сервисы-агрегаторы, в частности «Яндекс.Такси». Об этом он рассказал радиостанции «Говорит Москва».
«Мы обеспокоились не просто «Яндекс.Такси», это и такси «Сатурн», «Везу», «Максим». Они работают на территории всей Российской Федерации, и они обрушили рынок такси. Потому что пришли они на этот рынок с помощью легальных перевозчиков, пообещав им большое количество заказов, — говорит депутат. — Когда количество заказов начало увеличиваться, тогда все эти федеральные диспетчерские службы поняли, что количества легальных таксистов не хватает. Все желающие установили себе приложение, заплатили за установку 500 руб. — и вперед».
Стартап Uber был основан всего четыре года назад, однако эти приложения для вызова такси уже успели приобрести фантастическую популярность как в США, откуда приложение родом, так и во многих других странах. Всего сервис доступен более чем в 200 крупнейших городах мира.
Изначально с помощью приложения Uber можно было пользоваться только услугами автомобилей премиум-класса, однако позже компания запустила и более доступный вариант сервиса, UberX. В России Uber был запущен в ноябре прошлого года, однако услугами UberX в стране стало возможно пользоваться только с 9 сентября этого года.
Uber неоднократно подвергался критике со стороны официальных операторов такси, однако причины их недовольства в корне отличались от названных Старовойтовым. В июне этого года таксисты провели масштабные акции протеста против Uber в крупнейших городах Европы, в том числе в Милане, Лондоне и Берлине.
Основная их причина — водителям, использующим Uber, не приходится сталкиваться с таким количеством регулирования для работы, как «официальным» таксистам в европейских странах. В частности, лицензия для работы таксистом во Франции стоит 50 тыс. евро, если речь идет о небольшом городе, и до 200 тыс. евро в больших городах, тогда как водители, использующие Uber, обязаны отдавать стартапу 20% заработанных денег.
В начале сентября сервис даже был временно запрещен в Германии: Франкфуртский суд постановил, что компания не имеет права осуществлять деятельность на территории страны. Компания Taxi Deutschland обвинила Uber в том, что в случае ДТП пассажиры, воспользовавшиеся сервисом, не будут застрахованы. Однако уже через две недели запрет был снят.
Uber — далеко не первое популярное приложение для вызова такси в России. На российском рынке работает несколько подобных сервисов, и самые популярные из них — уже упоминавшийся выше «Яндекс.Такси» и GetTaxi.
Принципиальных отличий между сервисами нет, главное из них — это размер парка и скорость подачи машин. С «Яндекс.Такси», крупнейшим из сервисов, сотрудничает более 200 таксопарков и более 20 тыс. водителей. Таким образом, на линии одновременно находится от 7 тыс. автомобилей, поэтому время ожидания машины в Москве составляет в среднем до пяти-семи минут. Кроме того, «Яндекс.Такси» работает только с юридическими лицами, официальными службами такси, то есть все подключенные к системе автомобили имеют лицензию.
GetTaxi же сотрудничает и с юридическими лицами, как «Яндекс.Такси», и с частными, как Uber, — водитель может подключиться к сервису и получать 85% от каждого заказа. При этом компании обращают пристальное внимание на качество предоставляемых услуг.
«Для того чтобы еще больше повысить качество работы, мы недавно ввели в Москве экзамен для водителей и контроль машин на линии, — рассказала «Газете.Ru» PR-менеджер компании «Яндекс» Екатерина Карнаухова. — Экзамен позволяет выяснить, знают ли водители город, умеют ли общаться с клиентом и выходить из сложных ситуаций».
С сентября пользователей «Яндекс.Такси» обслуживают в первую очередь те таксисты, которые успешно проходят проверку, подчеркнула Карнаухова. Контроль машин на линии помогает выявить такси, которые не отвечают стандартам качества. Задача контролера — сделать заказ через приложение и проверить прибывшую на место машину. Оценивается наличие документов, внешний вид автомобиля и салона, а также соответствие машины пожеланиям клиента, а обо всех нарушениях компания сообщает службам такси. «От работы с партнерами, которые не смогут обеспечить должного качества услуг, мы отказываемся», — заявила Карнаухова.