Социальные сети сегодня становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Исследователь новых медиа и основатель лаборатории Software Studies Initiative Лев Манович рассказал , как соцсети влияют на культуру, общество и политику.

— Как вы пришли к идее изучения культурных особенностей людей с помощью новых медиа, в особенности социальных сетей?

— Как исследователю, мне в первую очередь было интересно изучить феномен перехода массовой культуры в плоскость Big Data. Ведь тот же Google ежедневно обрабатывает огромный объем данных и на основе полученной информации составляет рекомендации по контекстной рекламе и поисковым запросам. Facebook с помощью анализа больших данных умудряется показать интересный именно вам контент, а Amazon с невероятной точностью рекомендует нужные книги и фильмы. И самое любопытное, что в США и Европе алгоритмы анализа больших данных обсуждают уже не только IT-специалисты, но и деятели современного искусства. Ведь их продукт тоже популяризируется через интернет и становится частью Big Data.

— А как за время ваших исследований изменился массив изучаемой информации?

— В первую очередь серьезно изменились методы сбора и анализа информации, ведь мощнее стала и сама вычислительная техника. Огромный шаг вперед сделали и механизмы визуализации контента, ведь вокруг интернета, по сути, вырос целый пласт культуры. Если же говорить про методологию изучения этого контента, то еще в начале моих исследований, десять лет назад существовали такие платформы, как Google Analytics и Google Adwords, а уже чуть позже стали бурно развиваться социальные сети и Twitter.

Однако в первые пять лет мы больше изучали культурные феномены прошлого, подмечая общие тренды в, скажем, 6 тыс. картин импрессионистов или 1 млн страниц манги. И лишь пару лет назад мы занялись плотным анализом социальных медиа, в особенности Instagram. Ведь именно это приложение через фотографии пользователей яснее всего отражает социальные и культурные тренды в обществе и позволяет сравнить их по географическому признаку. Но самое любопытное в изучении новых медиа — абсолютная непредсказуемость результатов исследования. Вы анализируете огромный объем информации и заранее даже не догадываетесь, каков будет итог. В этом плане изучать классическое искусство в разы легче.

— Визуализация контента вообще стала определенным трендом для соцсетей. Ведь даже в Facebook пользователи пытаются разбавить текстовый пост парой фотографий. Насколько реально с помощью этих фото составить культурный портрет современного человека?

— Это именно то, чем последние два года и занимается моя лаборатория. Но стоит учитывать, что пользователи по всему миру используют различные соцсети в зависимости от региона. И даже в США, где соцсетями пользуется 70–80% населения, их предпочтения очень разнятся в зависимости от возраста и социальной среды. Пока что мы выбрали объектом исследования Instagram, но и там нам предстоит изучить огромный массив данных. Мы лишь пытаемся подметить некие общие закономерности, а также изучаем реакцию соцсетей на важные события в жизни общества, такие как, скажем, ураган «Сэнди». Однако даже проводимый нами простой анализ селфи с Times Square в Нью-Йорке может дать важную информацию о туристических потоках и ежедневной рабочей миграции американцев из пригородов в центр города. В следующем проекте мы изучим отличительные особенности селфи в зависимости от региона страны, что может дать общую социальную картину населения США.

Так что можно сказать, что наши исследования могут постепенно стать инструментарием для тех же социологических наук.
— А каков маркетинговый потенциал социальных сетей? Как реклама в новых медиа сказывается на культуре онлайн-общения?

— Социальные сети уже стали крупной рекламной площадкой для множества компаний.

Так, в США и ряде европейских стран реклама в соцсетях занимает до 30–40% всего объема публикуемого контента.

Тем не менее дальнейшая монетизация различных платформ для онлайн-общения может привести к оттоку пользователей и появлению новых сервисов, где реклама будет сведена к минимуму. Еще одним популярным способом продвижения сегодня становится SMM, ведь у большинства крупных компаний сегодня есть собственные аккаунты в Facebook, Twitter и Instagram. В некоторых случаях они также выполняют функцию PR. Так, в корпоративном инстаграме часто публикуются фотографии рабочего процесса, что положительно влияет на имидж компаний и их восприятие потребителем. Свой аккаунт в соцсетях имеют и многие топ-менеджеры крупных корпораций, таким способом стремящиеся стать ближе к потенциальным клиентам.

— Сегодня в обществе бытует мнение, что интернет ведет к примитивизации культуры. Согласны ли вы с данным утверждением?

— Недавно я посетил два «круглых стола» в МГУ и НИУ ВШЭ, где высказывались похожие мысли. И свои исследования я частично хочу посвятить и изучению данной проблемы. Ведь можно проанализировать посты пользователей и узнать, какие темы они поднимают, какие художественные стили используют, как оформляют посты и расставляют теги. Из этой информации вполне реально понять, деградирует ли современное общество. Но лично мне так не кажется.

— Еще один популярный тезис гласит, что интернет и социальные сети крайне негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения, отбивая у молодых людей тягу к познанию и изучению традиционных культурных ценностей. Насколько это соответствует действительности?

— Не совсем согласен с подобным утверждением. Во-первых, интернет сам по себе является кладезем новой информации. Существует огромное количество тематических сайтов и возможностей для онлайн-обучения, которые часто предоставляют ведущие мировые университеты. Более старшее поколение не всегда это понимает. И в России консервативные взгляды на развитие технологий — это вполне нормальное явление. Ведь во времена СССР большинство населения не имело доступа к ведущим достижениям западной науки и культуры и опиралось лишь на собственное богатое культурное наследие.

Лично я считаю, что интернет, наоборот, дает человеку обширную почву для развития.

Также стоит помнить, что общество зачастую весьма негативно реагирует почти на любые технологические тренды, получающие массовую поддержку молодого поколения. Так было и с телевидением, и с более ранними этапами развития интернета, а теперь распространилось и на соцсети.

Но подобные сервисы скорее отражают современное положение дел в обществе, а не трансформируют его культуру.

— В социальных сетях сегодня регистрируется все больше политических деятелей. Какое влияние это оказывает на их электорат и станут ли соцсети эффективным инструментом изменения общественного мнения по политическим вопросам?

— Присутствие политиков в интернете уже играет огромную роль в создании их позитивного имиджа и серьезно влияет на общество в целом. В 2008 году именно активное присутствие Барака Обамы в соцсетях во многом повлияло на его победу в президентских выборах. Однако интернет может использоваться не только для продвижения политических деятелей, но и как средство двухсторонней коммуникации с избирателями. Ведь именно в блогах и соцсетях можно отследить наиболее актуальные для общества проблемы и реакцию простых людей на те или иные политические решения.

Еще один прогрессивный механизм взаимодействия с интернет-пользователями активно использует мэрия Нью-Йорка. Людям предлагается улучшить свой город с помощью проводимых в сети конкурсов идей и приложений, лучшие из которых получают финансовую поддержку. Лично мне кажется, что именно данную модель взаимодействия государства и общества через сеть на сегодня можно назвать самой оптимальной из существующих.