Проект турбо-гольфа так и не увидел свет, но оставил уникальную страницу в истории Volkswagen.
Этот Volkswagen Golf III был показан во время выставки классических автомобилей в замке Дайк в Германии и выглядел неуместно среди других автомобилей.
Выглядит это как простой тюнинговый проект, но на самом деле это уникальный автомобиль, подготовленный заводским подразделением Volkswagen Motorsport. Он мог стать легендой, как Lancia Delta Integrale или Mitsubishi Lancer Evolution, но из-за отказа Volkswagen участвовать в чемпионате мира по ралли этого не произошло. И триумф немцев в WRC наступил только сегодня.
Конкурент Lancia и Subaru
В начале 90-х компании готовились к участию в чемпионате мира по ралли. В титульном поединке будут участвовать четырехколесные автомобили с турбонаддувом из группы A — Lancia Delta HF Integrale (в мире), Toyota Celica GT-Four, Subaru Impreza, Mitsubishi Galant VR-4 и Nissan Sunny GTi-R. Проект получил зеленый свет в январе 1992 года, и в начале сезона 1994 года команде Volkswagen предстояло стартовать в первом этапе чемпионата — ралли Монте-Карло.
Однако правила обязывают каждого участника произвести не менее 2500 серийных автомобилей одной модели с полным приводом. Только таким образом компании могут получить омологацию в соответствии с правилами FIA для участия в Группе A. Это означает, что в течение двух лет должны быть спроектированы и изготовлены два автомобиля — серийный автомобиль и раллийный автомобиль.
Volkswagen решил разделить работу на две части: компания взяла на себя производство серийных автомобилей и раллийных автомобилей, переданных Schmidt Motorsport. Она была одним из партнеров VW Group, в то время участвуя в чемпионате Германии по кузовным гонкам (DTM) с Audi V8, выиграв два титула. Она также создала предсерийный Audi Coupe S2.
Старт проекта
На первый взгляд превратить скромный Volkswagen Golf третьего поколения в турбо-монстра — не такая уж и сложная задача. Система полного привода со сцеплением и независимой задней подвеской уже включена в конструкцию Golf, ставится на модификацию VR6 Syncro. Установить турбину на 2,0-литровый двигатель тоже не проблема, хотя Volkswagen не может этого сделать с версией Rallye Golf второго поколения, которая оказывается неконкурентоспособной.
Поэтому в Golf III полностью переработано все, и в проект вошли лучшие дизайнеры, которых можно было найти на тот момент. До этого они работали в одной из топ-команд WRC — заводской Toyota Team Europe. Автомобиль получает индекс A59.
За шасси отвечает бывший главный конструктор Toyota Team Europe — австриец Эдуард Вайдель. Он не меняет передний мост, используя схему стандартной модели, хотя элементы на нем совершенно новые. Однако задняя многоточечная подвеска была полностью переработана, заменив гораздо более простую и примитивную схему стандартного Golf VR6 с двухосным приводом.
Трансмиссия была доверена другому бывшему инженеру TTE, Карлу-Хайнцу Гольштейну, который разрабатывает совершенно новую 6-ступенчатую коробку передач. Крутящий момент распределяется между осями с помощью дифференциала Steyr Daimler Puch с электронным управлением и различной степенью блокировки. А для участия в соревнованиях планируется использовать коробку английской компании Xtrac с активным дифференциалом.
Двухлитровый чугунный двигатель изменениям не подлежит, так как он очень тяжелый, а большой ход поршней ограничен размером клапанов. Именно поэтому инженер Норберт Клайбер, ранее отвечавший за двигатели с турбонаддувом в командах Zakspeed и Toyota, разработал совершенно новый двигатель — с алюминиевым блоком и «квадратным» соотношением диаметра цилиндра и хода поршня (86×86 миллиметров). Первые испытания были проведены на стенде в апреле 1993 года. «Гражданская» версия была выставлена на 275 л.с., а максимальный крутящий момент достигал 366 Нм.
Конец проекта
В 1993 году компания Schmidt Motorsport создала полнофункциональный прототип серийного автомобиля (он выставлен в замке Дайк). И как раз когда должно начаться производство автомобиля, концерн Volkswagen Group возглавил Фердинанд Пич, который закрыл проект, потому что для этого есть все причины.
Экономический спад сильно ударил по Volkswagen, и ожидается, что компания даже обанкротится. А производство 2500 уникальных машин, которые по сути во всем отличаются от других моделей, — это роскошь, которую сейчас себе позволить не могу. К тому же продать аналогичный Golf не так-то просто — по оценкам бухгалтеров компании, его рыночная цена составит около 80 000 немецких марок. Для сравнения, Golf GTI стоит 37 980 марок, а Mercedes-Benz E 320 — 70 782 марки.
Участие в Ле-Мане
Проект так и не стал чемпионом мира по ралли, но появился в другом легендарном соревновании — «24 часа Ле-Мана». В период с 2000 по 2002 год в марафоне приняла участие команда ROC (Racing Organization Course) при поддержке VW France. В 2001 году экипаж Жорди Жене, Жан-Дени Дельтраз и Паскаль Фабр выиграл класс LMP 675, заняв пятое место в общем зачете.
Конечно, это не VW Golf, а прототип Reynard 2KQ. Он оснащен двигателями Lehmann-Volkswagen HPT16, так на самом деле называется двигатель из проекта A59. Он был модифицирован для участия в трековых гонках компанией Lehmann Motorentechnik, а его мощность достигает 485 л.с.
Такого Гольфа больше не будет
Проект Golf A59 остается одной из уникальных страниц в истории марки Volkswagen. Конечно, его преемником можно назвать Volkswagen Golf R 6-го поколения 2009 года, который является полноприводным и все еще находится в производстве. Однако факт остается фактом: ни после, ни до проекта A59 немецкая компания не создала серийный автомобиль, единственной целью которого было выиграть чемпионат мира по ралли. В этом нет необходимости — правила WRC давно не требуют производства серийной раллийной машины.
Однако с 2014 по 2016 год Volkswagen Motorsport участвовал в WRC с полноприводным хэтчбеком Polo R WRC, развивающим 340 л.с. С ним Себастьян Ожье завоевал 4 титула чемпиона мира, но на серийном Поло это никак не повлияло.