Федеральная антимонопольная служба в понедельник отложила на июль рассмотрение дела в отношении Google, возбужденного по жалобе «Яндекса», и дополнительно квалифицировала его по статье 10 закона «О защите конкуренции» — злоупотребление доминирующим положением. Об этом «Интерфаксу» сообщил глава управления информационных технологий службы Владимир Кудрявцев. Точная дата рассмотрения пока не назначена. По словам Кудрявцева, теперь речь идет о предполагаемом доминировании Google на рынке предустановленных магазинов приложений для мобильной операционной системы Android. Если американская компания будет признана нарушившей эту статью, ей грозит предписание об устранении нарушения и оборотный штраф (до 15% от выручки компании на рынке, на котором совершенно нарушение, за минувший год).
Ранее дело в отношении Google рассматривалось только по статье 14 закона «О конкуренции» — недобросовестная конкуренция. Решение о доквалификации дела по статье 10 было принято по ходатайству «Яндекса» и в результате изучения материалов дела. ФАС подозревает, что Google использует интерес производителей к предустановке магазина приложений Google Play для продвижения других своих сервисов, например, интернет-поиска.
Кудрявцев не стал оценивать объем товарного рынка, в доминировании на котором подозревается Google. Магазин приложений создает сразу несколько рынков, в частности, рынок производителей контента, и влияет на смежные рынки, отметил он. Если Google будет признан нарушившим конкуренцию по статье 14, ФАС обяжет компанию скорректировать положения соглашения с производителями мобильных устройств для российского рынка, говорил Кудрявцев «Интерфаксу» в феврале. ФАС возбудила дело в отношении Google Inc., Google Ireland Ltd. и ООО «Гугл» в феврале. Первое заседание комиссии ФАС по делу состоялось 13 апреля, заседания комиссии ФАС прошли также 25 мая и 1 июня.
Суть жалобы «Яндекса» заключается в том, что американская компания диктует свои условия производителям мобильных устройств на базе операционной системы Android. Так, в прошлом году Google запретил предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio. «Мы считаем, что сервисы для пользователей — такие как поиск, карты, почта и т.д. — необходимо отделить от операционной системы Android», — заявлял ранее «Яндекс». При рассмотрении дела ФАС учитывает сведения, полученные от производителей мобильных устройств, но сами вендоры не привлечены к разбирательству и не ходатайствовали об этом.
По данным «Яндекса», на конец 2014 года доля поиска компании в целом на Android составляла 44%. За год она снизилась на 5 процентных пунктов. ФАС стала не первой госструктурой, которой пришлось заняться рассмотрением деятельности Google. В 2013 году Еврокомиссия (ЕК) начала рассматривать жалобу альянса Fair Search (в него входят, в том числе, Microsoft, Nokia, Oracle) на доминирование Google в операционной системе Android. Летом прошлого года ЕК привлекла «Яндекс» в качестве свидетеля по этому делу.
В апреле этого года ЕК возбудила официальное антимонопольное расследование «о недобросовестной практике» Google. По мнению экспертов, сам факт начала расследования говорит о существенном ужесточении позиции регулятора и его готовности принять негативное решение в отношении американского интернет-гиганта. Google грозит штраф в размере до $6,6 млрд: в соответствии с законодательством ЕС, Еврокомиссия может наложить штраф на сумму, составляющую порядка 10% годовой выручки компании. Выручка Google в 2014 году составила $66 млрд.
В ходе расследования ЕК отмечала, что Googlе переносит все больше важных для производителей компонентов операционной системы (например, in-app purchase, push-уведомлений) из открытого Android в пакет приложений и сервисов Google Mobile Services (GMS). Для получения лицензии GMS (без нее невозможно получить право на использование магазина приложений Google Play) производителям девайсов необходимо подписать договор с Google. Этот договор обязывает производителей предустанавливать поиск и другие сервисы Google на первом экране мобильных устройств. Хотя решения Еврокомиссии не имеют юридической силы в России и Турции, где работает «Яндекс», «обычно такие кейсы показательны — и все остальные страны учитывают их», отмечал глава интернет-компании Аркадий Волож.