За полгода после запуска «Вымпелкомом» проекта платежных карт «Билайн» месячный оборот по ним дорос до 1 млрд руб. С помощью пластиковых карт операторы сотовой связи пытаются удержать своих абонентов от перехода в сети конкурентов.
С мая 2014-го года «Вымпелком» выдал больше 200 тыс. платежных карт, больше 60% их владельцев воспользовались этими картами хотя бы один раз, рассказала представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, сейчас оборот по пластиковым картам оператора превысил 1 млрд руб. в месяц. Айбашева добавила, что «Вымпелком» собирается выдать несколько миллионов платежных карт.
Карты «Билайна» работают в платежной системе MasterCard, кредитный лимит по ним – от 15 тыс. до 90 тыс. руб. Обладатель карты получает процент от суммы каждой покупки на бонусный счет, с которого можно оплачивать услуги домашнего интернета «Билайн», мобильную связь «Билайн» и совершать покупки в офисах «Билайна». Партнер оператора в этом проекте – Альфа-банк, «Вымпелком» ведет переговоры с другими банками.
Цель выпуска пластиковых карт – удержать пользователей оператора. «Конкретные показатели мы не озвучиваем, но опыт показывает, что активные пользователи дополнительных сервисов дольше остаются с оператором», – говорит Айбашева. По данным отчетности «Вымпелкома», прирост абонентов в третьем квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был отрицательным: абонентская база в России сократилась на 1% и составила 57,3 млн абонентов.
Абоненты, привлеченные конкретными промо-тарифами на связь, остаются с оператором в течение 3–5 месяцев, а склонные менять оператора пользователи делают это раз в год, оценивает гендиректор исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, банковская карта, которая позволяет вернуть часть денег на счет, действительно заставляет абонента дольше оставаться с оператором.
Активность 60% пользователей финансового продукта оператора – высокий показатель для кредитных карт, считает сотрудник одного из банков. Если человек получил карту не в банке, то есть не пришел за ней целенаправленно, он активирует ее с вероятностью 15–20%, оценивает собеседник РБК.
Платежные карты выпускают и другие сотовые операторы – МТС и «МегаФон», а также крупнейшая в России розничная сеть магазинов мобильной связи «Евросеть». Карта «МегаФон Visa» была пилотным проектом с банком «Таврический» в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, рассказала представитель оператора Алия Бекетова. Пока «МегаФон» не принял решение о развитии карты, в компании изучают результаты пилота, добавила она. Финансовые показатели проекта в компании не раскрыли.
МТС выпускает дебетовые и кредитные карты «МТС Деньги», кредитный лимит – 40 тыс. руб, уточнил представитель оператора Дмитрий Солодовников. С апреля 2011 года оператор выпустил 2,5 млн платежных карт. Обороты по картам МТС не раскрывает. «Кукуруза» компании Евросеть была запущена в 2010 году. В России у нее около 12 млн пользователей, рассказал РБК исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. По его словам, 55% всех платежей в салонах и онлайн-магазинах компании осуществляются с помощью карты. Всего «Евросеть» выдала в кредит 18 млрд руб.
У «Билайна» 120 тысяч активных карт, месячный оборот одной составляет около 8 тыс. руб., посчитал генеральный директор RocketBank Виктор Лысенко. У RocketBank этот показатель составляет 56–57 тыс. руб., продолжает Лысенко, но эти платежные карты различаются по способу дистрибуции и целевой аудитории. Показатель активности в 60% считается высоким для карт, которые не используются в зарплатном проекте, говорит Лысенко.
В «Билайне» проект пластиковой карты – один из самых прибыльных, знает представитель платежной системы uBank Евгений Козлов. У операторов много сторонних проектов, но обычно большинство из них неуспешны, а карта «Билайна» действительно получилась эффективным продуктом, считает Козлов. Она привлекает пользователей тем, что они могут экономить на сотовой связи, говорит он.