«Яндекс» создал портал для размещения данных о закупках товаров и услуг. По словам представителей «Яндекса», фирма разработала внутренний сервис для выбора поставщиков и коммуникаций с ними. Эксперты считают, что речь идет о более масштабном проекте — делать систему такого уровня только для себя нецелесообразно.

Интернет-портал «Яндекс» разработал портал для закупок. Сервис под названием «Закупки+» расположен на домене procu.ru (возможно, от английского procure — закупать), этот домен компания приобрела в прошлом году. По словам источников, знакомых с проектом, в новой системе будет возможность поиска по наименованию товара, количеству, цене. В отличие от портала госзакупок, здесь можно будет оставлять комментарии и отправлять сообщения прямо внутри системы. При желании можно подписаться на определенного закупщика. В системе также реализуют поиск и оповещения о новых запросах.

— Есть наш внутренний сервис для выбора поставщиков и коммуникаций с ним, — сообщили в пресс-службе «Яндекса». — Планов выхода на внешних клиентов нет.

Представители компании не уточнили доменное имя этого внутреннего сервиса.

— Я не слышал про портал, где «Яндекс» бы размещал закупки для собственных нужд, — отметил эксперт по госзакупкам Иван Бегтин. — Теоретически компания могла бы создать такой портал, но мне кажется это странным.

Руководитель аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский рассказал, что площадки закупок, созданные компаниями для собственных нужд, нередко выходят на открытый рынок, начиная оказывать услуги иным организациям.

— Проекты ПАО «НК «Роснефть» («ТЭК-Торг») и Газпромбанка (ЭТП ГПБ) буквально за несколько лет вошли в число лидеров рынка электронных площадок для госкомпаний, — добавил он.

Эксперт предположил, что «Яндекс» планирует выстроить из множества разных сервисов единую экосистему для бизнес-клиентов.

— Думаю, проект не для крупного бизнеса, у которого серьезные требования по информационной безопасности, а для малого и среднего, — прокомментировал Георгий Сухадольский. — Скорее всего, они будут работать в нише закупок товаров, а не работ и услуг.

Система сервисов для бизнеса от «Яндекса» будет вполне соответствовать духу времени, отметил директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин.

— Сейчас сервисы приносят этой компании малую долю дохода, но уверен, есть возможность изменить ситуацию, — продолжил Арсений Щельцин. — На отечественном рынке уже есть примеры: «1С», издавна производитель «коробочных» решений, заявил что прибыль от его сервисов превысила прибыль от продажи программного обеспечения.

Основатель онлайн-сервиса по поиску поставщиков и заказчиков Factoryfinder Алексей Соломатин признал: если новый портал будет открыт для сторонних покупателей, он станет прямым конкурентом его проекта.

— Сейчас конкуренция в нашей сфере не очень высока. Нишевых торговых площадок, например, по металлопрокату, куда больше, чем сервисов-интеграторов, — добавил Алексей Соломатин.

Рыночная ниша для порталов закупок будет становиться все менее привлекательной, считает Иван Бегтин.

— Государство уже регулирует закупки госорганов и госкомпаний, — пояснил эксперт. — Думаю, неизбежно дело дойдет до регулирования закупок частных фирм.

«Я́ндекс» — российская транснациональная компания, владеющая одноименной системой поиска в Сети, почтовым, картографическим сервисом и рядом других систем.