Компания Sony начала принимать предзаказ на свои первые очки дополненной реальности SmartEyglass. Какие ближайшие перспективы у этого зарождающегося рынка. Sony объявила об открытии предзаказа на очки дополненной реальности SmertEyeglass Explorer Edition. Как следует из названия, это продукт, который предназначен в первую очередь для разработчиков. Это ни в коем случае не массовое устройство. На это намекает и ценник — $840.

По сравнению с другими устройствами данного класса характеристики этого прототипа не блещут: в каждую из линз встроен крохотный монохромный дисплей разрешением 419 х 138 точек, а в дужку — 3-мегапиксельная камера. Работать устройство может не более 2,5 часа, и для функционирования очки нужно будет синхронизировать со смартфоном на Android не ниже версии 4.4. Однако у устройства от Sony есть одно большое преимущество — небольшая масса, всего 150 г.

Свои очки дополненной реальности Sony анонсировала несколько месяцев назад, но продемонстрировать опытные образцы компании удалось на выставке CES 2015 в Лас-Вегасе в начале января этого года. Корреспондент «Газеты.Ru» успел их там опробовать и рассказал, что, несмотря на их эргономичность, они пока не представляют большого интереса в повседневном использовании из-за слишком ограниченного функционала. Впрочем, это неудивительно, поскольку это все же был прототип, не предназначенный для массового пользователя. Как рассказали на выставке, в будущем могут появиться различные модификации подобных устройств, в том числе и спортивные.

Следует отличать очки дополненной реальности от очков виртуальной реальности. В случае с первыми на линзы выводится изображение, которое синхронизируется с тем, что видит пользователь, и дополняет его, интегрируясь в окружающий пейзаж. Подобное уже присутствует в камерах смартфонов Sony и позволяет, например, запустить гулять по Красной площади стаю динозавров. В свою очередь, виртуальная реальность не дает взглянуть на мир сквозь себя — эти очки сами генерируют новый мир. Чтобы понять, что это, можно вспомнить фильм «Газонокосильщик», в котором главный герой погружался именно в виртуальную реальность.

Sony, конечно, далеко не первая, кто объявил о своих планах выйти на этот рынок. Компания Epson, в большей мере известная в России по офисной технике, уже давно разрабатывает свои очки дополненной реальности и даже продает их. И в Epson сейчас продвинулись чуть ли не дальше всех в этом сегменте. Во всяком случае, если говорить об уже готовых пользовательских устройствах. Чего нельзя сказать о Google Glass, крайне амбициозном проекте Google, который с треском провалился. Несмотря на то что это была перспективная разработка, устройство было еще «сырое», а общество не было готово к подобного рода девайсам на голове у простых прохожих.

Редактор американского научного журнала MIT Technology Review Рейчел Метц в ноябре 2014 года указала, что Google следовало разрабатывать свои очки в лаборатории, не анонсируя их, и представить пользователям уже полностью готовый продукт лишь тогда, когда он будет готов. Вместо этого компания представила «бета»-версию устройства, но за вполне реальные и ощутимые $1500. В итоге в Google приняли решение закрыть нынешний проект Glass, вывести его из своей лаборатории перспективных исследований Google X и создать новое устройство практически «с нуля». На этот раз уже не торопя события. И если во второй раз, используя свой первый опыт, у Google все получится, то компания рискует стать одним из потенциальных лидеров этого пока еще находящегося в зачаточном состоянии рынка.

Еще один «претендент» на долю рынка дополненной реальности — это Toshiba, также представившая свое видение «умных» очков. Причем в случае с этой японской корпорацией это действительно очки в классическом понимании слова: с оправой, стеклянными линзами и, что самое главное, привычным внешним видом. Вся вычислительная «начинка» находится в правой дужке очков, которая соединена проводом с аккумуляторным блоком. В качестве дисплея выступает сама линза очков, изображение на которую выводится с помощью крошечного проектора, закрепленного на внутренней стороне дужки.

Но самым «продвинутым» и амбициозным проектом можно назвать Microsoft HoloLens — это уже не столько очки дополненной реальности, сколько целый шлем, который позволяет накладывать на реальный мир максимально сложные виртуальные объекты. И в отличие от других устройств HoloLens предназначен скорее не для использования на улице.

Как рассказали «Газете.Ru» в самой компании, несмотря на то, что о дополненной реальности много говорят, эти технологии являются очень молодыми и неустоявшимися. По словам пресс-службы компании, вопрос стоит как в технологиях и сценариях, так и в удобстве устройств и интерфейсов. «Другой важный момент заключается в том, что нельзя рассматривать технологии дополненной реальности в отрыве от развития всех остальных технологий, как будто это отдельная, замкнутая область», — указали в компании.

По словам представителей Microsoft, развитие технологий дополненной реальности идет на встречных курсах. С одной стороны, ведется поиск удобных и эффективных технологий расширения реальности. В свою очередь, с другой стороны, стоит вопрос, как добавить больше реалистичности в виртуальные среды, и это вопрос не только графики, но и возможности естественного ввода данных и обратной связи.

«Конечно, мы бы не стали делать точные прогнозы относительно того, как скоро подобные технологии станут доступны каждому пользователю. Однако всего 30 лет назад мало кто мог представить себе, что мечта Билла Гейтса «компьютер на каждом столе и в каждом доме» исполнима, а сегодня вы читаете эти строки с экрана своего планшета или смартфона», — добавили представители Microsoft.