В 2013 г. Россия оказалась на 13 месте в первом мировом рейтинге розничной онлайн-торговли The A.T. Kearney Global Retail E-Commerce Index, составленном компанией A.T. Kearney. Авторы исследования отмечают, что, несмотря на огромную интернет-аудиторию, развитию онлайн-торговли в России мешают цифровое неравенство, проблемы с доставкой и непопулярность безналичных расчетов.

Оценка стран, вошедших в рейтинг, проводилась по четырем ключевым аспектам: привлекательность рынка онлайн-торговли, модель поведения потребителей, инфраструктура, потенциал роста. Позиция в топе рейтинга свидетельствует о высокой рентабельности инвестиций, которую ритейлеры могут обеспечить, работая на рынке розничной онлайн-торговли данной страны.

Три четверти всех транзакций в интернет-магазинах России совершаются в Москве и Санкт-Петербурге. Неспешное развитие онлайн-торговли в регионах связано с отсутствием высокоскоростного доступа в интернет или высокими тарифами на его использование. Например, пользователи Дальневосточного ФО, по данным «Фонда Общественного Мнения», летом 2013 г. составляли не более 4% от всей российской интернет-аудитории.

Кроме того, для развития торговли через интернет России необходимо совершенствовать логистическую инфраструктуру. Покупки из интернет-магазинов нередко доставляются неделями, в то время как во множестве развитых стран этот процесс занимает не более 2-3 дней.

Некоторые ритейлеры решают данную проблему собственными силами. Например, компания Lamoda организовала собственную логистическую и курьерскую службу, позволяющую доставлять товары на следующий день после покупки в 25 городах России.

У онлайн-ритейлера Ozon организована собственная дистрибуционная сеть, состоящая из 2,1 тыс. пунктов выдачи товаров в 130 городах России. К 2015 г. компания планирует открыть еще 2 тыс. таких пунктов, сообщают авторы исследования. Для выполнения заказов клиентов, живущих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, Ozon построил в Екатеринбурге региональный склад площадью 16 200 кв.м.

Мировой рейтинг розничной онлайн-торговли 2013

Место Страна Уровень привлекательности рынка онлайн-торговли
1 Китай 84
2 Япония 83.3
3 США 82.8
4 Великобритания 75.7
5 Южная Корея 72.2
6 Германия 70.4
7 Франция 65.2
8 Бразилия 50.9
9 Австралия 50.8
10 Канада 49.7
11 Сингапур 45.3
12 Аргентина 44.2
13 Россия 44.1
14 Гонконг 43.4
15 Италия 41.9
16 Швеция 41.8
17 Словакия 41.2
18 Новая Зеландия 40.8
19 Нидерланды 40.2
20 Чили 40
21 Финляндия 39.9
22 Турция 39.9
23 Венесуэла 39.3
24 Бельгия 38
25 Объединенные Арабские Эмираты 37.8
26 Норвегия 37.5
27 Ирландия 37.4
28 Дания 37.2
29 Швейцария 37
30 Малайзия 36.8

Источник: A.T.Kearney, 2013

Тормозящим фактором является и недостаточное развитие финансовой инфраструктуры в стране: лишь в одном из трех домохозяйств имеется кредитная карта, отмечено в исследовании. Многие граждане также сомневаются в безопасности электронных транзакций, а потому предпочитают расплачиваться наличными деньгами при получении товара.

Объем российского рынка онлайн-торговли авторы исследования оценили в $10 млрд с ежегодным ростом порядка 18% до 2018 г. Количество пользователей интернета в России превышает аналогичный показатель во всех европейских странах — 70 млн человек в стране пользуются интернетом, а около 33 млн покупают товары в интернет-магазинах. На рынке высоко развита конкуренция, и ни один из ритейлеров не обладает долей рынка более чем 4%.

Перспективы развития онлайн-торговли с учетом потенциального количества клиентов привлекают в Россию зарубежных ритейлеров. Компания Zara, ритейлер модной одежды, открыла в этом году розничный интернет-магазин, предлагающий российским потребителям ассортимент товаров для женщин, мужчин и детей, который доступен в традиционных магазинах.

О своем намерении работать на рынке России фактически объявила в 2013 г. и компания Amazon, разместив информацию о найме сотрудников и официально обратившись за получением лицензий на хранение и доставку товаров, напоминают авторы исследования.

Немаловажным фактором, способствующим развитию онлайн-торговли в России, является мобильная связь. Пер Хонг, управляющий партнер A.T. Kearney в России и один из основных участников исследования говорит, что население развивающихся стран быстрее адаптируется к происходящим изменениям, чем жители развитых стран.

Например, количество мобильных телефонов на душу населения в России составляет 1,8, а в Объединенных Арабских Эмиратах – 1,7. Это гораздо больше, чем во многих развитых странах, включая США (1,0) и Францию (1,0). В развивающихся странах потребители используют свои телефоны для поиска товаров, сопоставления цен и обмена информацией со своими друзьями по социальным сетям, добавляет он.

Первое место в рейтинге A.T. Kerney занял Китай. В группу 15 стран-лидеров также вошли все государства «Большой восьмерки» (Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия и Италия). Объем продаж на мировом онлайн-рынке в 2012 г. составил $521млрд.

Авторы исследования отмечают, что онлайн-торговля пользуется значительным спросом в развивающихся странах — им отдали 10 из 30 позиций рейтинга. Наиболее интенсивный темп роста розничной онлайн-торговли отмечен в Латинской Америке —27% за год. А 93% владельцев мобильных телефонов в Бразилии используют свои гаджеты для поиска информации о предложениях розничных магазинов.