«Плохие долги» россиян в последние месяцы бьют все рекорды. Большинство российских банков склоняются к тому, чтобы не портить качество портфеля ценой сокращения выдачи новых кредитов. Для этого решено проверять клиентов всеми способами, в том числе через соцсети, выясняя, в каких местах те бывают и с кем дружат, пишет «Деловой Петербург».

Для того чтобы избегать роста просрочки, банки заранее оценивают потенциального заемщика и создают его «портрет» с помощью так называемых скоринговых моделей. Данная процедура основана на многолетнем анализе кредитных историй тысяч разных людей, он делит людей на группы, у каждой из них определенный закрепленный уровень платежеспособности.

По словам экспертов, скоринг и в целом первоначальная оценка заемщика, которая включает запрос кредитной истории в бюро (что не бесплатно для банка), ее изучение, оценка и принятие решение на кредитном комитете банка — самая дорогостоящая часть кредитования. Банк либо занимается скорингом сам, используя определенную уже готовую программу и оценивая клиента «на глаз», либо обращается к скоринговым агентствам и кредитным бюро.

Крупнейшая мировая соцсеть Facebook на днях сделала неожиданный для рынка шаг, запатентовав систему, с помощью которой банки смогут еще больше узнать о клиентах по «авторизованным каналам». Сетевой контент дает немало информации о человеке, в том числе для создания психологического портрета, что имеет немалое значение при оценке кредитоспособности. В некоторых странах клиенты уже привыкли к тому, что банковские анкеты запрашивают у них адреса профилей в соцсетях. Однако россияне пока к этому не готовы и могут даже «обидеться» на такое требование, полагают эксперты.