Alibaba и China Telecom начинают продажу дешевых смартфонов в сельских районах Китая. Эксперты считают, что интернет-ритейлер выбрал верную стратегию: большинство китайских крестьян пользуются исключительно мобильным интернетом. Кроме того, в Индии аналогичный проект привел к росту онлайн-продаж. Китайский интернет-ритейлер Alibaba Group Holding и государственный телекоммуникационный оператор China Telecom Corp будут продавать дешевые смартфоны в небольших городах и сельскохозяйственных районах Поднебесной. Об этом говорится в совместном заявлении двух компаний.

Как следует из сообщения, начиная с 25 апреля пользователям будет доступно 14 моделей смартфонов под общим брендом Tianyi Taobao. Шесть из них созданы известными в Китае производителями гаджетов Coolpad, Hisense и TCL. Компании пока не называют цену устройств, но утверждают, что она будет существенно ниже среднерыночной. Смартфоны получат предустановленное мобильное приложение Taobao — это одна из наиболее популярных торговых площадок Alibaba. Само приложение также довольно востребовано на рынке, число его месячных пользователей на сегодня превышает 200 млн человек.

Остальные восемь моделей производятся менее известными брендами — Uniscope, Ctyon и Kingsun, а их цена будет варьироваться от $48 до $113. Все они функционируют на разработанной IT-подразделением Alibaba операционной системе YunOS, которая ранее была установлена на флагманской модели смартфона еще одной известной китайской компании — Mеizu. Ранее интернет-ритейлер выкупил долю ее акций на сумму $590 млн. Владельцы смартфонов автоматически получат собственный аккаунт для доступа к торговым площадкам Alibaba и личное облачное хранилище данных.

В свою очередь, China Telecom будет реализовывать устройства через свои точки продажи и для стимуляции спроса обязуется предоставлять бесплатный четырехмесячный доступ к 2G мобильному интернету. Учитывая, что в Китае на сегодняшний день насчитывается 186 млн абонентов China Telecom, обе компании надеются, что проект будет успешным.

За последние несколько лет смартфоны стали наиболее популярным в Китае средством доступа в интернет и стремительно набирают популярность как способ совершения покупок онлайн. По подсчетам китайской интернет-регистратуры CNNIC, ежедневно со смартфонов в сеть заходят 83% китайцев, а покупки с их помощью регулярно совершают 42% жителей Поднебесной.

Согласно исследованию компании iResearch, в 2014 году рынок онлайн-торговли с использованием смартфонов вырос на 240%, а к 2018 году его объем составит $644 млрд. Правительство КНР, в свою очередь, утверждает, что с мобильных телефонов совершается 10,7% всех покупок потребительских товаров в стране, а число ежедневных пользователей мобильного интернета составляет 557 млн человек.

Однако данные принадлежащего Alibaba платежного сервиса Alipay свидетельствуют, что объем онлайн-покупок через смартфоны серьезно разнится в зависимости от региона. Так, наиболее быстрый рост мобильной онлайн-коммерции наблюдается в малоразвитых сельских провинциях Китая, таких как Шанси, Тибет и Нинся-Хуэйский автономный район. Низкий уровень проникновения широкополосного интернета и сравнительно высокая стоимость компьютеров уже заставили местное население совершать около 60% онлайн-покупок через смартфоны, и это число только растет. Для сравнения, в Шанхае этот показатель составляет всего 24%. В результате именно сельские районы Китая были выбраны для старта совместного проекта Alibaba и China Telecom. С этой целью оператор в последнее время активно развивал в регионах сеть дилерских центров, число которых к концу 2014 года перевалило за 15 тыс.

«В Китае проект обречен на успех, поскольку большой процент сельского населения использует исключительно мобильный интернет. Более того, дешевые смартфоны непременно привлекут покупателя, а предустановленные приложения Alibaba обеспечат дальнейший рост числа онлайн-заказов с использованием гаджетов», — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

По его словам, похожий проект был некоторое время назад запущен в Индии, где рыночные условия для онлайн-ритейлеров и продавцов мобильных устройств схожи с китайскими. «Два года назад онлайн-продажи занимали всего 5% индийского рынка ритейла. Однако дешевые смартфоны от таких производителей, как Micromax, в первую очередь ориентированные на небогатое население, вызвали настоящий бум сетевой торговли. По итогам 2014 года через смартфоны покупалось 17% всех товаров на рынке страны», — отметил эксперт.

Тем не менее, по мнению Муртазина, подобные проекты будут популярны только в ограниченном числе стран, поскольку для их реализации необходимы специфичные рыночные условия. В первую очередь в стране должен быть высокий процент сельского населения, обладающего минимальной покупательной способностью, и низкий уровень проникновения широкополосного интернета в регионах. Кроме того, на рынке необходимы сильный игрок в сфере онлайн-ритейла и ряд производителей дешевых смартфонов с хорошим функционалом.

«Тогда население будет активно приобретать устройства и пользоваться предустановленными приложениями для покупок онлайн. В то же время в развитых странах и даже России проникновение смартфонов и интернета уже слишком велико, так что рынки онлайн-ритейла и мобильных устройств развиваются независимо», — подытожил эксперт. Напомним, о сотрудничестве Alibaba и China Telecom впервые стало известно в конце 2013 года. Тогда онлайн-ритейлер договорился о предустановке приложений Taobao и Laiwang на ряд продаваемых оператором смартфонов, а также выразил желание инвестировать строительство дата-центров на территории Внутренней Монголии.