В сети набирает обороты противостояние между рекламодателями и пользователями интернета. Вернее, той частью пользователей, у которой установлены блокировщики рекламы. Борьба между рекламодателями и блокировщиками переходит уже в активную фазу.

По данным Financial Times, рынок интернет-рекламы составляет сейчас $120 млрд. И согласно исследованиям, проведенным Adobe совместно с PageFair, у этого рынка есть серьезная угроза в виде блокировщиков рекламы, таких как Adblock Edge и Adblock Plus. За прошедший год количество их пользователей выросло на 70% и теперь составляет около 5% пользователей сети, или 140 млн человек. Разумеется, такой бурный рост не может нравиться ни рекламодателям, ни сайтам, которые за счет рекламы выживают.

Ранее это была крайне малая доля пользователей, которой можно было пренебречь, сейчас она становится все более и более явной силой. Стоит отметить также, что в большинстве своем блокировщиками пользуются молодые люди и 5% тех, кто не видит рекламу, – это усредненное значение. Среди молодых пользователей этот процент должен быть ощутимо выше. Потому от блокировщиков страдают в первую очередь те, чье таргетирование направлено именно на молодежь.

В итоге это приводит к самым настоящим баталиям за возможность показать пользователю рекламу. Многие сайты, например, включают специальные скрипты, которые определяют работу Adblock и тем или иным образом ограничивают показ контента пользователю. Среди видеохостингов популярны полный либо частичный отказ от показа видео в браузере, в котором работает Adblock. На месте контента может появиться объявление, которое гласит, что видео показываться не будет либо же пользователь сможет его увидеть только в низком качестве.

Есть и более агрессивные механизмы: после того как робот на сайте обнаруживает, что реклама заблокирована, он запускает определенные механизмы, которые отображают пользователю баннеры в обход заблокированных элементов. Блокировщики перед таким принудительным показом могут быть бессильны, но, как рассказал «Газете.Ru» операционный директор Adblock Plus Бен Уильямс, смысла в этом мало. «Это игра в кошки-мышки между составителями черных списков и владельцами веб-сайтов. Но действительно ли имеет смысл со стороны владельца сайта показывать кому-то вторую рекламу, если первая была заблокирована? Мы не считаем, что да», – указал Уильямс.

Существуют и другие методы: рекламодатели и компании, которые обеспечивают работу рекламных скриптов, а это часто не связанные с владельцами сайтов конторы, договариваются с блокировщиками, чтобы их объявления не скрывались от пользователя. Как указал Уильямс, за деньги так попадают в «белые списки» около 10% рекламодателей. Остальные 90% тех, кто на уровне механизма блокировки не скрывается, отображаются безвозмездно. По данным Financial Times, среди таких «абонентов доступа к пользователю» Amazon, Microsoft и Google, которые, конечно же, подобную деятельность отрицают. Разумеется, есть и самый радикальный способ борьбы с блокировщиками рекламы – это суд.

Так, к Eyeo GmbH, разработчику Adblock Plus, в феврале был подан иск от немецких RTL и ProSiebenSat. Впрочем, в самой компании не слишком переживают по этому поводу. Как указал Бен Уильямс, в 2004 году Федеральный суд Германии – высшая судебная инстанция – подтвердил легальность блокировки рекламы, вынеся решение в разбирательстве, связанном с блокировкой рекламы на ТВ. «Кроме того, лишь в прошлом году Окружной суд Гамбурга признал действительной конкретно нашу модель после судебных разбирательств с большим издателем, выступившим против Adblock Plus», – напомнил представитель Eyeo.

Стоит понимать, что реклама – это зачастую единственный источник заработка для интернет-порталов. И если полностью ее убрать из интернета, то большинство сайтов закроется практически моментально. Но нелюбовь пользователей она вызывает не своим существованием, а своей навязчивостью. Ведь если она в буквальном смысле действует на нервы, то от нее хочется избавиться. И это не пустые слова: в свое время извинения миру принес даже Итан Цукерман, изобретатель всплывающих рекламных объявлений pop-up.

По его словам, такое решение родилось после того, как реклама автоконцерна появилась на странице, посвященной анальному сексу. Поскольку такое «соседство» нельзя назвать удачным для рекламодателя, был придуман механизм, который разворачивал объявление в отдельном окне. В самой Adblock считают, что лишь предоставляют пользователям инструмент, который помогает вернуть интернет обратно к ним в руки. «В то же время мы стремимся работать с издателями – в той мере, в какой они нам позволят, – чтобы продвигать ненавязчивую рекламу и сбалансированную экосистему интернета», – резюмировал Уильямс.