Представители интернет-отрасли до 17 июня согласуют поправки к законопроекту о «Праве на забвение». Интернет-сообщество требует учесть финансовые потери поисковиков, расширить возможность урегулирования споров с гражданами и упорядочить процесс судопроизводства. При этом большинство игроков отрасли по-прежнему считает законопроект не соответствующим российским и европейским нормам законодательства. Представители интернет-отрасли не выступают против принятия законопроекта о «Праве на забвение» в интернете, однако не одобряют его нынешнюю редакцию.

Напомним, на прошлой неделе комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Его авторы, депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Алексей Казаков («Справедливая Россия»), Ольга Казакова («Единая Россия») и Леонид Калашников (КПРФ), намерены запретить распространение в интернете ссылок на недостоверную и неактуальную информацию о гражданах. За отказ убрать ссылки поисковая система через суд может быть оштрафована на сумму до 3 млн руб.

Законопроект уже вызвал резкую критику интернет-отрасли. Так, представители «Яндекса» считают, что документ содержит явные противоречия действующему законодательству и необоснованно ограничивает права граждан на поиск информации и доступ к ней. «Кроме того, механизм действия законопроекта нереализуем технически, поскольку он не учитывает принципы работы поисковых систем и особенности распространения информации в интернете», — говорится в заявлении интернет-компании. В результате, как позднее рассказал «Газете.Ru» глава комитета по информационной политике Леонид Левин, представители интернет-отрасли должны внести свои поправки к законопроекту до начала его рассмотрения во втором чтении.

По словам источника в интернет-отрасли, на сегодня поправки все еще согласуются интернет-компаниями и неправительственными организациями. При этом основные споры по-прежнему вызывает необходимость удаления достоверной информации, за давностью лет утратившей свою актуальность. «Поисковики выступают против удаления из выдачи таких фактов о гражданах, как, к примеру, уже снятая судимость. Кроме того, интернет-компании хотят от граждан предоставления конкретных URL на требуемую к удалению информацию». Другой источник рассказал, что поправки будут представлены к рассмотрению до 17 июня.

При этом он подчеркнул, что интернет-отрасль выступает не против самой инициативы, а против излишне жесткой редакции законопроекта. ем не менее представители отрасли считают, что предложенные нормы ограничивают доступ граждан к информации. Интернет-сообщество также хочет обратить внимание на серьезные финансовые потери, которые в результате принятия законопроекта понесут поисковики. В частности, интернет-компаниям для исполнения закона придется нанимать дополнительный персонал и устанавливать новое ПО. Наконец, отрасль требует расширить возможности досудебного урегулирования споров с гражданами и упорядочить процесс судопроизводства по соответствующим искам.

«На сегодня в документе прописана возможность подачи искового заявления по месту жительства истца. Это означает, что интернет-компаниям придется нанять целый штат региональных юристов, а о многих исках они просто не будут знать», — объясняет источник. Вместо этого компании предлагают обязать пользователей подавать иски по адресу ответчика или на какой-либо единый юридический адрес в Москве. трасль также предложила создать государственный орган или организацию для рассмотрения досудебных заявок на удаление информации из выдачи. «Законопроект в своем нынешнем виде серьезно ударит по поисковому бизнесу и онлайн-СМИ. Ведь некоторые требуемые к удалению ссылки будут вести на интернет-медиа, что серьезно ударит по их трафику», — рассказал «Газете.Ru» директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев.

По его словам, вопросы также вызывает необходимость удаления информации без подтверждения ее достоверности. «Необходимо определить четкие критерии понятия «недостоверная информация» или заменить это определение более понятным синонимом. Например, в правилах Евросоюза четко указано, что это должна быть устаревшая и не имеющая силы информация. Но каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально», — считает Алексеев. Он также напомнил, что в России достоверность информации могут определять только органы исполнительной власти и суды.

Отметим, что представители «Яндекса» и Google на прошлой неделе указали на несоответствие российского законопроекта европейской практике применения права на забвение. В ЕС Google обязали удалить информацию лишь об одном из клиентов, а также внимательно подходить к каждому случаю удаления ссылки из результатов поиска. При этом компания должна оценивать возможность ограничения общественного интереса в доступе к информации. Российский законопроект таких ограничений не содержит.